Международно-правовое управление рыболовством в арктике. Рыбный промысел в арктике Мягкая сила в Арктике: контроль рыболовства в циркумполярной зоне

15.12.2013

Мягкая сила в Арктике: контроль рыболовства в циркумполярной зоне

Получив письмо от фонда PEW о предотвращении нерегулируемого рыболовства в международных водах Северного Ледовитого океана, я обратился к Ирине Бобырь за разрешением разместить информацию на сайте журнала «Арктика и Север». C её разрешения мною публикуется полный текст этого сообщения.

""Юрий Федорович, добрый день!
Вашему вниманию предлагаем информацию от фонда Pew"


Как предотвратить нерегулируемое рыболовство в Арктике? Эксперты высказали своё мнение на международной конференции РСМД «Арктика: регион развития и сотрудничества»

4 декабря 2013 г. (Москва) - На конференции «Арктика: регион развития и сотрудничества» Фонд Pew вместе с представителями Государственного департамента США представили решение для предотвращения неконтролируемого рыболовства в международных водах Северного Ледовитого океана (СЛО), т.е. в анклаве, расположенном за пределами исключительных экономических зон приарктических государств. Предлагаемое решение - заключить международное соглашение, которое позволило бы контролировать рыболовство в этом арктическом анклаве. Предложение было единодушно поддержано экспертами - участниками конференции РСМД.

Изменение климата приводит к тому, что с каждым годом ледовое покрытие СЛО сокращается. Международные воды центральной части СЛО по площади составляют около 2,8 млн. кв км. Когда-то они были одним из самых нетронутых уголков планеты, поскольку их защищали многолетние морские льды, и по этой же причине там не было необходимости в каком бы то ни было регулировании рыболовства. В последние же годы эти воды стали освобождаться летом ото льда почти на 40%, и особенно в районе, расположенном к северу от Берингова пролива и непосредственно примыкающем к арктическим морским границам России и США.

Поскольку в настоящее время для этого района открытого моря нет никакого международного правового механизма, контролирующего коммерческое рыболовство, в освобождающемся ото льда анклаве в любое время могут начать добычу суда самых различных стран мира. Объектом добычи здесь может стать небольшая арктическая треска, основным пищевым звеном в арктической цепочке питания – ресурсом, который поддерживает обитающих в Арктике тюленей, а значит и белых медведей. Запасы арктической трески или сайки не изучены, и случайный чрезмерный вылов может привести к подрыву всей хрупкой арктической экосистемы.

В будущем также велика вероятность распространения других видов рыб в освободившееся ото льдов водное пространство, а за ними - рыболовецких траулеров. «Это вполне естественный процесс, когда происходит смещения районов коммерческого рыболовства вслед за миграцией рыбы, мы можем наблюдать это на примере Баренцева моря», говорит Вячеслав Зиланов, председатель координационного совета ассоциаций, объединений рыбной промышленности Северного бассейна.

В этой связи на конференции обсуждался актуальный вопрос позиции арктических государств по вопросу о заключении Международного арктического соглашения по рыболовству – введению добровольного моратория на добычу в открытом море до получения необходимых научных данных о запасах водных биологических ресурсов. Обсуждение велось в рамках секции «Проблемы регулирования рыболовства в Арктическом регионе»

«Арктическим странам важно подписать соглашение, которое бы регулировало рыболовство в центральных водах Арктики, поскольку их интересы непосредственно касаются этого региона», подчеркнул Скот Халлейман, руководитель Международной Арктической программы американского фонда Pew.

Как заявил Альфред Якобсон, исполнительный директор Инуитского приполярного совета (Гренландия): «Политическая ситуации сейчас благоприятная. Канада и Гренландия уже выступили с инициативой и готовы поддержать соглашение. Добавлю, Дания сделает все, чтобы в этом регионе исключить риск неконтролируемого лова. Замечу, принцип датских рыболовов основывается на сохранение и репродукции морских ресурсов на основании общих потребностей граждан. Призываем страны арктической пятерки принять Международное арктическое соглашение по рыболовству в Арктике. Пришло время его создать». «Промедление с принятием договора будет стоить дороже, чем его подписание» - Дэвид Болтон, посол, заместитель помощника Государственного секретаря США по вопросам океанов и рыболовства.

Также экспертами обсуждался вопрос о необходимости мер по изучению и сохранению запасов биологических ресурсов Северного Ледовитого океана (СЛО) в условиях изменения климата и сокращения льдов.

«Соглашение о добровольном моратории необходимо еще для того, чтобы отказаться от коммерческой добычи рыбы до тех, пока не будет выяснены данные об экосистеме СЛО, поскольку в этом районе еще не велись никакие научные работы, и Арктика по-прежнему остается загадкой», сказал Скот Хайлимен, руководитель Международной Арктической программы американского фонда Pew.

Обсуждение проекта соглашения было начато пятью приарктическими государствами (Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией от имени Гренландии) весной 2013 года и будет продолжено в Гренландии в феврале 2014 г.

Информация о Pew

Благотворительный фонд PEW – это одна из крупнейших научных экологических правозащитных организаций. Фонд насчитывает более чем 500 сотрудников, которые работают в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, а так же в Европе, в районе Индийского океана и Западной части Тихого океана. Проекты по сохранению океанов, направлены на поддержание биологической целостности морских экосистем: создание условий по сдерживанию чрезмерной эксплуатации океанов и предотвращению разрушения их морской среды обитания - http://oceansnorth.org/

Контакты для связи: Ирина Бобырь, внешний пресс-офис Pew, агентство Коммуникатор.

Юрий Лукин: вопросы и предварительные комментарии по регулированию рыболовства в «международных водах СЛО»

Прежде всего, хочу искренне поблагодарить внешний пресс-офис The Pew Charitable Trusts, крупнейшего благотворительного фонда США (Филадельфия). С глубоким уважением отношусь к деятельности фонда, стимулирующего гражданскую активность, применяющего аналитический подход, силу знания для решения наиболее сложных проблем, включая экологические проблемы Мирового океана.

В связи с обсуждаемыми предложениями о сохранении биологических ресурсов Северного Ледовитого океана хотелось бы уточнить некоторые детали. И самое главное, понять суть ответов на два основных вопроса.

1. Отвечает ли сегодня предлагаемый контроль за рыболовством в центральной циркумполярной акватории СЛО национальным интересам России, учитывая, что наше государство готовит к представлению в Комиссию ОНН по границам континентального шельфа вторую заявку в 2014 году? В свою очередь, Канада и Дания уже подали в конце 2013 года такие заявки, претендуя на континентальный шельф за пределами своих исключительных экономических зон. Ранее, ещё в 2009 году, были удовлетворены претензии Норвегии на 235 тысяч квадратных километров континентального шельфа.

2. Является ли всё это очередным инструментом мягкой силы, которую всё активнее использует дипломатия США в своей арктической политике, не только и не сколько для сохранения окружающей среды, но с целью интернационализации арктического пространства? И главное, что здесь заставляет сомневаться в искренности благих намерений, это тот факт, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву – United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS).

Возникает вполне понятное желание выслушать мнение юристов по международному морскому праву и уточнить вопрос о концептуально-правовом определении «международных вод Северного Ледовитого океана», его корреляции с понятием «континентального шельфа». По мнению уважаемого неправительственного фонда и Госдепартамента США «международные вводы СЛО» – это анклав, расположенный за пределами исключительных экономических зон (ИЭЗ) приарктических государств. Однако за пределами ИЭЗ может быть ещё и континентальный арктический шельф. Как быть с претензиями Дании, Канады, России на северный полюс в этих международных водах, их заявками в Комиссию ООН по границам континентального шельфа? Какие возможности и риски (угрозы) возникают для России при этом?

United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS), принятая в 1982 году, как известно, определяет правовой̆ статус обозначенных в ней̆ морских пространств (территориальное море, прилежащая зона, открытое море, континентальный̆ шельф), их пределы (границы) в целях установления их юридического режима. Национальные интересы Дании, Канады, России, Норвегии реализуются в настоящее время на вполне легитимной̆ основе международного морского права. Кроме США, которые, как известно, не ратифицировали UNCLOS. На внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет и юрисдикция прибрежного государства.

Другая часть морских пространств имеет международный статус, правовой̆ режим которых устанавливается международным правом. Любое приарктическое государство (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) на основе действующего международного права может претендовать на двухсотмильную исключительную экономическую зону моря. Всё остальное – международные воды. За важным исключением: если будет однозначно доказано, что континентальный̆ шельф тянется дальше исключительной экономической зоны.

Рис.1. Международные воды Арктики.
URL: http://img.rg.ru/pril/article/ 73/12/92/vodi_ arktiki-600.jpg

Все приарктические страны де-факто установили свои исключительные экономические зоны. Давайте посмотрим на картах, схемах о какой циркумполярной акватории СЛО идёт речь и кто претендует на эти пространства с позиций действующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Рис. 2. Алексей Иванов (Институт земной коры СО РАН, Иркутск). Снова об арктическом шельфе. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/136209/Troickiii_Variant_2009_%2342_%2824-11-2009%29.html Государства Арктического региона, распространение их 200-мильных зон и потенциальные зоны за пределами 200 миль, на которые могут претендовать эти государства. Красным жирным цветом выделены спорные регионы между Канадой, Данией и Россией. Схема взята с сайта Исследовательского центра международных границ Даремского университета (IBRU, Durham University).

В пределах исключительной̆ экономической̆ зоны прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической̆ разведки и разработки зоны, таких как производство энергии путём использования воды, течения и ветра.

«Главное яблоко раздора» - геополитического передела Арктики в настоящее время представляет континентальный̆ шельф, морское дно. Если Комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворит заявку, которую готовит сейчас Россия, то наша страна, как и другие приарктических государства, будет иметь право добывать нефть, газ и другие ресурсы за пределами исключительной экономической зоны.

Рис.3. Каминский В.Д. Глубинное строение центрального Арктического бассейна (в связи с обоснованием внешней границы континентального шельфа РФ и оценкой углеводородных ресурсов). 8 июня 2010 г. URL: http://www.ocean.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=274&Itemid=78 (дата обращения: 10.12.2013).

В Арктический совет в настоящее время входит 20 государств мира, в том числе 8 членов и 12 наблюдателей. Фактически вполне можно говорить о реальном существовании Арктической G20, включающей страны с различным статусом в Арктическом совете при принятии решений по Арктике. Все эти страны - США, Норвегия, Германия, Китай, Индия, Япония и другие будут иметь возможность ловить рыбу в циркумполярной акватории т.н. «международных вод», разделенных на континентальные шельфы Дании, Канады, России. Что касается США, то его претензии будут легитимными, если это государство ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и оформит соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. И вот тут наступает некий момент истины. Конвенцию ООН по морскому праву – United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS) США не ратифицировали. А зачем? Может для США с их исключительностью международные законы вообще не писаны. Сила есть, зачем право в Арктике? А вот регулированием рыболовства озаботились: представители Государственного департамента США поддержали предложение экспертов - участников конференции РСМД. Фактически это ещё один шаг, не первый и не последний, по пути «интернационализации» Арктики. Интернационализация в международном праве – признание режима общего международного пользования, что, конечно же, ограничивает национальные права приарктических стран, в том числе Канады, России, Дании, Норвегии.

Ещё об одной характерной детали декларации о принятии Международного арктического соглашения по рыболовству в Арктике. Как говорят у нас, в России, пока ещё «делится шкура неубитого медведя». Говорится о том, что «в освобождающемся ото льда анклаве в любое время могут начать добычу суда самых различных стран мира». Но это всего лишь один из возможных прогнозов изменения климата в Арктике и он не наступит завтра. «Объектом добычи здесь может стать небольшая арктическая треска…». Опять же может стать ? «В будущем также велика вероятность распространения других видов рыб…». «Запасы арктической трески или сайки не изучены »…

Так может действительно сначала принять проект и определить конкретные шаги (дорожную карту) по: 1) изучению запасов биологических ресурсов СЛО в условиях изменения климата (как потепления, так и похолодания); 2) разработке и обсуждения международного правового механизма, контролирующего коммерческое рыболовство с учетом действующей UNCLOS (1982); 3) принятию и общественному обсуждению вариантов Международного арктического соглашения по рыболовству – введению добровольного моратория на добычу в открытом море до получения необходимых научных данных о запасах водных биологических ресурсов. Однако этот мораторий не может являться прерогативой только арктической пятерки. Его должна поддержать хотя бы декларативно вся Арктическая G20. Иначе проблема не будет решена в полном объеме и в интересах реальной защиты арктической окружающей среды. В проведении такого рода исследований и дискуссий, как мне думается, свою значимую, очень важную роль может сыграть The Pew Charitable Trusts.

Имеет также смысл подождать несколько лет решения Комиссии ООН по границам континентального шельфа после подачи и удовлетворения заявок Дании, Канады и России. А США ратифицировать UNCLOS (1982).

Что касается России, то было бы логично уточнить также позиции Министерства иностранных дел РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ по обсуждаемым проблемам, их видение защиты национальных интересов России в условиях интернационализации арктического пространства. «Кемскую волость» мы уже дарили и не одну.

Для России очень важно в настоящее время решить супер актуальнейшую экологическую задачу - выполнить в полном объёме программу генеральной очистки Российской Арктики от мусора предшествующих лет. В условиях очередной заморозки Госпрограммы по социально-экономическому развитию АЗРФ, варианты которой безуспешно разрабатываются с 2009-2010 гг., это одна из немногих сегодня реально выполнимых задач. И наконец, принять в 2014 году многострадальный федеральный закон об Арктической зоне Российской Федерации, проект которого прошёл в 2012-2013 гг. общественную экспертизу и получил хорошие отзывы. Это в наших силах, а то как бы получается, что у нас вообще-то и границ Российской Арктики (АЗРФ) не существует. Какие уж тут национальные интересы в условиях интернационализации, если мы сами так подставляемся, затягивая до бесконечности решение перезревших давно вопросов пo границам Российской Арктики.

В качестве заключения необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблемы регулирования рыболовства в циркумполярной зоне акватории Северного Ледовитого океана несомненно являются актуальными и требуют своего решения, внимания как неправительственных общественных организаций и фондов, широкой общественности, так и всех государств, де-факто входящих в Арктическую G20 в рамках Арктического Совета. Это 8 стран, членов Арктического Совета - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция + ещё 12 стран, имеющих статус наблюдателей: Великобритания, Германия, Франция, Польша, Италия, Испания, Нидерланды, Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея, Япония. Если здесь ограничиться только государствами, входящими в т.н. арктическую пятерку А5 (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), то будут ли в будущем все принимаемые решения и соглашения по СЛО соблюдаться, обеспечат ли они стабильность в арктическом регионе, снижение уровня конфликтности?

В Арктике, СЛО при возникновении конфликтных ситуаций для их разрешения обязательно необходим системный пакетный подход . В свете всего изложенного, включая проблемы определения принадлежности континентального шельфа той или иной приарктической стране, вопросы природопользования, контроля рыболовства, сохранения арктических биологических ресурсов сегодня и для будущих поколений землян и др .

Лукин Ю.Ф., д.и.н., профессор,
главный редактор журнала «Арктика и Север»

22:51 — REGNUM Страны с арктическим вектором развития готовят новое соглашение, которое может и не стать актуальным: оно запрещает нерегулируемый промысел в центральных районах Северного Ледовитого океана. Над документом работает пятерка Арктических стран — США, Канада, Дания, Норвегия, Россия — а также Республика Корея, Япония, КНР, Исландия и Евросоюз.

Участники соглашения не до конца уверены, что промысел в высокоширотной Арктике — покрытой льдами, несмотря на изменения климата — когда-то станет реальностью. Однако, называя это предвосхищением будущих разногласий, начали разговор о ловле рыбы на Северном полюсе уже в наши дни.

«По соглашению, коммерческий промысел не начнется, пока не подтвердится, что это не несет угрозы запасам, в том числе и в зонах приарктических государств, и пока не будут установлены меры регулирования, — сказал в интервью ТАСС глава российской делегации, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов . — Это предотвращение именно нерегулируемого промысла. Не «незаконного», потому что никаких правил в этом районе еще нет, а именно нерегулируемого».

Российский интерес

Проект соглашения готовился на протяжении двух лет. Как сообщало ИА REGNUM , в июле 2015 года в Осло пятью прибрежными странами (Россия, США, Норвегия, Канада и Дания) была подписана Декларация о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря. Арктические государства зареклись ловить рыбу в регионе, пока у научного сообщества не появится четкое и достоверное представление о ресурсном потенциале вод Арктики. Впрочем, сейчас этот потенциал практически отсутствует: в центральной части Северного Ледовитого океана ловить нечего, ученые только отмечают вероятность обогащения оттаявшей Арктики рыбой в будущем. Но несмотря на это, Америка настаивала на скорейшем заключении международного договора обязательного характера.

Mikkalai (русский вариант: Савин А. С.)

Работа над документом ведется в так называемом формате «5+5»: к приарктическим государствам подключились еще пять наблюдателей Арктического совета: Южная Корея, Китай, Япония, Евросоюз и Исландия. Россия как страна-обладатель наибольшей арктической экономической зоны неоднократно заявляла, что прибрежные государства должны иметь приоритет в принятии решений в рамках соглашения. Росрыболовство неоднократно подчеркивало, что запасы в центральной части Арктики появятся не откуда-то, а из исключительных экономзон прибрежных стран, которые, выходит, уже сейчас заботятся о сохранении этих ресурсов.

Стоит сказать, оснований для недовольства предыдущими версиями проекта у России было довольно много, стоял даже вопрос о преждевременном выходе из соглашения. Но опасение потерять (пока призрачную) выгоду заставило российскую сторону продолжить переговоры, в результате практически все претензии были устранены.

В качестве основного принципа принятия решений российская сторона предложила либо консенсус всех десяти стран, либо пяти арктических при своем блокирующем голосе. В ходе последней встречи создатели проекта соглашения согласились на первый вариант — демократичный консенсус десяти государств-подписантов.

«Так как возникли опасения насчет того, что какая-либо страна или страны будут блокировать решения, например о начале промысла, было выдвинуто предложение ввести ограниченный срок действия соглашения, — сообщил Василий Соколов. — Мнения достаточно сильно разделились. Ряд государств настаивает на коротком периоде — 10 лет. Другие, в первую очередь, США и Канада, считают, что должно быть не менее 30 лет. Россия предложила 16-летний срок, и этот вариант был одобрен».

Придет ли рыба на Север?

Инициатива заключения международного соглашения обрадовала экологические организации. «Мы приветствуем это соглашение как первый шаг на пути создания [в Арктике] полноценной территории с международным охранным статусом, и призываем через 16 лет ещё раз договориться об уже бессрочном запрете как коммерческого рыбного промысла, так и деятельности по добыче полезных ископаемых» , — сказал Джон Бургвальд , эксперт регионального отделения «Гринпис Нордик».

Но, если быть точными, экологические организации празднуют победу, которой, по большому счету, и нет: что станет со льдами Арктики через 16 лет, никому не известно, но если рыба массово уйдет на Северный полюс, то соглашение будет пересмотрено. По словам зампредседателя Росрыболовства, «либо в рамках соглашения будут выработаны меры, либо регулирование начнет осуществлять какая-либо рыбохозяйственная организация» .

Для всех стран-участников соглашения рыболовство является важной частью экономики. ИА REGNUM ранее о том, что десятая часть экономики Исландии напрямую связана с рыболовным промыслом, и эта цифра возрастает почти до 20%, если учитывать связанные с ним отрасли. К слову, Исландия уже извлекает пользу из изменения климата: в ее водах стали появляться ценные виды рыб, ранее боявшиеся слишком холодной воды. В первую очередь, речь идет о скумбрии, которая до 2000 года была редким видом для Исландии, но сегодня является одной из самых коммерчески важных рыб страны. В 2016 году скумбрия стала третьей по объемам вылова рыбой в Исландии, в результате ее продажи страна получила 103 млн долларов.

Вячеслав ЗИЛАНОВ, Председатель Координационного совета «Севрыба»

24-46 февраля в столице Гренландии Нуук проходит совещание пяти приарктических государств по проблемам рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана. Чем вызвано такое внезапное внимание к рыбному промыслу в Арктике? И что собственно представляет собой арктическое рыболовство?

Арктика – это широкое понятие. На сегодняшний день большинство исследователей и политиков считают южной границей Арктики Северный полярный круг. В этом районе находится пять государств, у которых 200-мильная исключительная экономическая зона выходит непосредственно в арктические моря и Северный Ледовитый океан. Это Норвегия, Дания, Канада, США и Россия.

Однако за пределами 200-мильных экономических зон в центральной части Северного Ледовитого океана образовался открытый район, или, как можно сказать по аналогии с Охотским, Беринговым или Баренцевым морями, громадный анклав. Это самый большой в мире анклав, окруженный экономзонами пяти приактических государств. Его площадь составляет 2,8 млн. кв. км, для сравнения – это две площади Баренцева моря.

Рыболовство в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях интенсивно осуществляется только в Северо-Западной Арктике – в Баренцевом, Гренландском морях и северной части Норвежского моря. Объем вылова всех приарктических государств в этих районах составляет около 1,5 млн. тонн, из них 1 млн. тонн осваивает российский рыболовный флот, базирующийся на Северном бассейне и частично в Калининграде.

Казалось бы, причин для беспокойства о ближайшем будущем открытой части арктических вод пока нет. Но по данным ученых, в результате потепления в Арктике центральная часть Северного Ледовитого океана освобождается ото льда почти на 40%. В связи с потеплением в Баренцевом море наблюдаются интенсивные миграции большинства промысловых рыб в северном и северо-восточном направлении. Например, исследования Полярного научно-исследовательского института показали, что палтус – один из желаемых объектов промысла – уже вышел к северной части Новой Земли, а на севере Шпицбергена он давно попадается рыбакам. Аналогичным образом мигрируют треска и другие виды морских рыб.

Кроме того, в этой зоне обитают виды арктического происхождения. Это сайка, или, как ее называют, полярная тресочка, и в определенной степени мойва. Есть основания предполагать, что в освободившихся ото льда районах центральной части Северного Ледовитого океана ряд государств, не граничащих с арктическими морями, может начать исследования и рыбный промысел. Такие намерения вызывают беспокойство пяти приактических держав, поскольку рыбные запасы являются трансграничными. В связи с этим необходимо заблаговременно, до начала нерегулируемого промысла в Арктике, разработать механизм договоренностей или соглашение, которое бы регулировало управление запасами и не давало возможности вести неконтролируемый лов. И совещание в Нууке – один из этапов выработки этого соглашения.

В свое время рыбаки Северного бассейна высказались за то, чтобы такое соглашение было разработано и как можно скорее подписано всеми пятью странами региона Арктики. В его основу должны быть положены широкие научные исследования всех приарктических государств по единой программе с общим финансированием. Только на основании научных данных можно будет принимать решение о целесообразности или запрете промысла в полярных водах.

Нужно учитывать, что освобождаются ото льда и 200-мильные экономические зоны приактических государств. Это особенно актуально для России, ведь у нас самая большая ИЭЗ в Арктике, которая охватывает Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. Регулярный промысел, как я уже говорил, осуществляется только в Баренцевом море, но мы не вели широких исследований в других акваториях.

Поэтому сейчас на первый план выходит задача обновления научно-исследовательского флота, в частности ПИНРО и дальневосточных институтов, с тем чтобы разработать единую программу по изучению состава ихтиофауны в этих морях. Не исключено, что там будут обнаружены промысловые запасы, которые могут стать дополнительной сырьевой базой для российского рыболовного флота. Безусловно, это должны быть комплексные исследования, которые бы охватывали не только выявление сырьевых ресурсов, но и их рациональное использование, а также выработку из них той продукции, которая бы пользовалась повышенным спросом, прежде всего, на внутреннем рынке.

На мой взгляд, руководству Росрыболовства и других организаций, которые работают в Арктике, в частности Русского географического общества, необходимо уделить этим вопросам как можно больше внимания, чтобы мы оказались здесь на передовых позициях. По некоторым сведениям, целый ряд государств, начиная с Норвегии, сейчас строит научно-исследовательский флот ледового класса, предназначенный для использования как раз в арктических водах. Так что впереди нас ждет сложный диалог по Арктике и серьезный вызов нашему арктическому рыболовству, но без масштабного обновления научного потенциала России достойно ответить на него будет очень тяжело.

Вячеслав Зиланов , председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба»)

Девять государств и Европейский Союз договорились о запрете коммерческой ловли рыбы на огромных площадях центрального Северного Ледовитого океана на протяжении следующих 16 лет.



Арктика переживает драматическое таяние ледового покрова за последние несколько лет. Этот процесс открывает ранее недоступные площади моря для коммерческого вылова. Новое историческое соглашение направлено на защиту местной морской жизни, которая не была бы под угрозой, если бы не “старания” человечества по ускорению глобального потепления. Пакт должен дать ученым время, чтобы лучше понять, как может повлиять рыболовство на новые открытые территории моря в Арктике.

В этом году минимум ледового покрытия в Арктике был на восьмом месте за всю историю наблюдений. Минимум 2017 года - на 610 тысяч квадратных миль меньше, чем средний показатель 1981-2010 годов. Арктический регион нагревается вдвое быстрее , чем в среднем все другие регионы.

Поскольку нагревается, и океан расширяется, все больше и больше рыбы мигрирует в эти новые воды без льда. Конечно, рыболовная промышленность уже приготовилась, почуяв новые возможности для заработка.

“В прошлом, когда обнаруживались новые популяции рыбы,” говорит Род Фуджита, директор отдела исследований океанической программы Фонда экологической защиты, “они сразу же разрабатывались, а часто и чрезмерно эксплуатировались.”

Очень похвально, что это крайне важное соглашение было достигнуто несмотря на растущее напряжение в американско-российских отношениях и скептицизм Белого Дома по поводу человеческого фактора в глобальном потеплении. Мораторий на вылов подписали Канада, Россия, Соединенные Штаты, Европейский Союз, Япония, Исландия, Дания и Южная Корея. Площадь, на которой запрещен вылов рыбы, покрывает 2,8 миллиона кв. км, что почти равно площади Средиземного моря.

Научное общество оказывало давление на политиков на протяжении многих лет, чтобы те начали что-то делать для предотвращения потенциальной экологической катастрофы. Ранее, в 1980-ых, чрезмерный вылов в недавно открытых водах Берингова пролива между Россией и США привел к уничтожению миллионов тонн минтая. В 1990-ых годах произошел крах популяции минтая, и с тех пор она не возобновилась.

“Нет больше площадей в открытом море, где мы бы решили сначала изучить ситуацию, а потом предпринимать действия,” говорит Скотт Хайлимен, вице-президент по программам сбережения видов в организиции Ocean Conservancy в Вашингтоне.

“Это прекрасный пример того, как надо применять принцип предосторожности на практике.”

Кроме бана на рыболовство в центральном Северном Ледовитом океане, страны, подписавшие его, также договорились финансировать общую научную программу по мониторингу и обнаружению морских видов в этом регионе.

Однако, каждый такой пакт будет эффективным только если его будут уважать участники. Мы еще увидим, будут ли страны это делать. В другом случае, это будет