Аксель прыжок в фигурном катании. Какие существуют прыжки в фигурном катании? Перекидной прыжок в фигурном катании. Реберный прыжок в фигурном катании. Один хорошо, а три лучше

— это вид спорта, который характеризуется обязательным использованием различных элементов программы. Каждый фигурист должен уметь выполнять не только простейшие элементы, но и сложные. К ним и относят каскад лутц риттбергер. Прыжки обычно присутствуют в программе любого спортсмена, а от уровня их сложности зависит сумма баллов начисляемых фигуристу. Что такое флип, тулуп, риттбергер, лутц и аксель в ? Рассмотрим это далее.

Для усложнения произвольной программы обычно используют те прыжки, что принесут больше баллов. Мужчины включают четверные прыжки, а женщинам проще выполнять тройные. Сила отталкивания, мах свободной ногой и опора влияют на высоту прыжка, а красивый выезд обеспечивает безошибочное владение техникой. Пары в применяют выбросы, от сложности которых зависит полученный балл и итоговая позиция в таблице.

Принято разделять их на две группы:

  • реберные, в этом случае отталкивание происходит от ребра опорного конька.
  • зубцовые или носковые, в данном случае толчок приходится на носок или зубец свободной ноги.

В каждой из этих групп есть три разновидности прыжков. Сальхов, аксель и риттбергер традиционно считаются реберными, а флип, тулуп и лутц — зубцовыми. Сальхов, аксель, тулуп, риттбергер, лутц, флип — как все различить?

Обычный зритель не всегда может правильно определить элемент, который выполняет фигурист. Особенно это касается каскада лутц риттбергер — одного из самых зрелищных и сложных программе. За четверные прыжки могут вычислить от 10 до 15 баллов. Но их трудно выполнить, оценка лутца — 13,6, — 12,0.

Поэтому начинающие фигуристы стремятся как можно быстрее освоить прыжки повышенной сложности.

За не докрученный до 180 градусов прыжок обычно начисляют 70% от оценки. А если не удалось выполнить прыжок, то элементы оцениваются на ступень ниже. Например, тройной могут посчитать двойным, и вместо 6 баллов спортсмен получит 2,1 как за двойной прыжок.

Какие из прыжков совместимы?

Выполнение второго прыжка из той же позиции, в которой было приземление после первого, подразумевается техникой выполнения каскада. Запрещены любые шаги или перегруппировки спортсмена. И риттбергер и тулуп являются стандартными элементами для выполнения .

Фигуристы могут выбрать сальхов или флип как второй прыжок. Однако после введения обновленной судейства эти каскады становятся невпечатляющими, так как баллы за них недостаточно высокие. Нестандартным считается выполнение лутца, сделанного в другую сторону. Однако это требует большого мастерства. Программа катания для одиночных фигуристов обязательно включает в себя каскад, состоящий из первого тройного и второго двойного прыжков.

Известный тренер Мишин А.Н. подразделяет каскады на два вида:

  • Первый — второй прыжок делается за счет остаточного кручения с первого. В качестве примера можно привести любой стандартный прыжок, например, лутц, а затем риттбергер.
  • Второй — это выполнение раздельно первого и второго прыжков, например, одноногого или сальхова.

Техника выполнения

Она состоит из 5 этапов:

  1. Заход — спортсмен разгоняется, разворачивается и набирает скорость.
  2. Амортизация — фигурист приседает на одну ногу, чтобы получить толчок.
  3. Толчок — он происходит при помощи опорной ноги для реберных прыжков, а в носковых при помощи свободной. Техника выполнения лутца предполагает не только участие корпуса, маха свободной ноги и крутизны линии захода, но и наклон внутри дуги выезда. Это необходимо для того, чтобы спортсмен после того, как прыгнул, не упал.
  4. Полет — для осуществления нескольких оборотов за короткое время спортсмену нужно сгруппироваться, а при посадке разгруппироваться надо очень быстро. В тройном прыжке фигурист обычно крутится вокруг своей оси неполных три оборота от 2,25 до 2,5 оборота, примерно половина круга уходит на отталкивания, а ещё четверть на приземление.
  5. Приземление — техника осуществления любого предполагает, что фигурист, использующий левое вращение, приземляется на носок конька правой ноги, а затем делает выезд на нижнем ребре.

В парном катании и одиночном

В парном фигурном спорте принято катать любые элементы в технике синхронного движения. Оба партнера должны одновременно сделать выбранный , чтобы не только у зрителей, но и у судей осталось впечатление сбалансированности. Техника должна быть похожей, если же есть разница, то следует скоординировать выезд. После выполнения любого прыжка позы спортсменов должны быть идентичными. Среди сильнейших фигуристов тройной сальховый и тулуп или двойной аксель пользуются популярностью, а сложные элементы в программах встречаются очень редко. В коротких же их нет.

Лутц выполняется для одиночников как заход, затем назад и справа, выход на наружном ребре левого конька на позицию по длинной дуге в обратном направлении. Так его можно распознавать среди других видов. Туловище вправо наружу развернуто и в другую сторону. Затем выполняется прыжок, и нужно опуститься на левую ногу, опереться на правый носок и закрутиться при помощи рук и корпуса. Кручение — против часовой стрелки. Приземление — на правую ногу, чтобы двигаться назад и наружу. Одна из распространенных ошибок в технике данного сложного прыжка считается переход на внутреннее ребро с внешнего, и как следствие флип, его также называют флутцем.

Как отличить

Техника выполнения риттбергера начинается со скольжения наружу на правой ноге назад для левых фигуристов, а незанятая левая нога находится накрест к правой. Корпус необходимо развернуть против часовой стрелки и сделать толчок с приземлением. Фигурист опускается на правую ногу и двигается наружу назад. Чтобы его правильно выполнить необходимо при помощи троек разогнаться, они помогут достичь правильной скорости.

В парном , находясь параллельно или последовательно друг друга. Это их особенность, а если предполагается наличие , то его выполняют из зеркального положения. Оба партнера должны прыгать в одинаковом направлении без перестановки, изменения дистанции или интервала между ними. Судьи оценивают расстояние, оно не должно превышать 1,5 м. Длительность полета должна быть равной, а приземление также одинаковым и одновременным. Обычно к судьям ближе находится партнерша. Чтобы правильно оценить положение, пара много тренируется, поэтому важно долго практиковать выполнение.

Как видно, различать виды прыжков можно, главное знать, в чем их отличия, особенности и техника выполнения. Конечно, в разгар соревнований можно не сразу отличить от риттбергера, а сальхов от флипа. Но при определенной тренировке можно научиться и даже видеть ошибки, неточности.

30 марта в Бостоне стартует чемпионат мира по фигурному катанию – 2016. За что подавляющее большинство болельщиков любит этот вид спорта? Правильно, за прыжки. Конечно, есть всякие дорожки шагов, вращения, красивые костюмы и прекрасная музыка, но без тройных и четверных, акселей и тулупов фигурное катание потеряло бы почти всё. Всем известно, что главное в прыжке – не упасть, однако есть и ещё кое-что.

Тулуп – зубцовый прыжок с заходом с правой ноги
Риттбергер – рёберный, одна нога заведена за другую
Аксель – рёберный, прыгается лицом вперед
Сальхов – рёберный, практически с двух ног
Флип – зубцовый с поворотом перед прыжком
Лутц – зубцовый с длинным заходом.

«Чемпионат» рассказывает и показывает, что именно.

Лёгкий и именной

Тулуп (базовая стоимость тройного – 4,3 балла; четверного – 10,3 балла)
Здесь напрашивается шутка про зимнюю одежду, но мы её употреблять не будем – уж слишком часто она упоминалась за последние полвека, а повторённое дважды, как известно, в два раза смешнее не становится. Привычное для носителя русского языка название произошло от английского «toe loop» (петля на носке). Самый лёгкий и часто встречающийся прыжок в фигурном катании благодаря тому, что спортсмены в основном тулупы ставят вторыми и третьими прыжками в каскады. В общем, если увидите, что фигурист делает на заходе правой ногой дугу назад-наружу, зубцом левого конька толкается, а приземляется на правую же ногу, то не сомневайтесь, это он и есть. В качестве образца предлагаем посмотреть тройной тулуп в исполнении открытия нынешнего сезона Александра Петрова…

… и четверной, максимально сложный тулуп на данный момент, за авторством другого россиянине - Михаила Коляды.

Аксель (двойной – 3,3, тройной – 8,5)
Единственный именной (то есть названный по имени, а не по фамилии основателя – норвежца Акселя Паульсена) и единственный прыжок, исполняющийся лицом вперёд, поэтому спутать его с другими практически нереально. Соответственно целого числа оборотов на этом элементе нет. Когда говорится о двойном акселе, на самом деле выполнено 2,5 оборота, на тройном – 3,5. О тройном акселе Елизаветы Туктамышевой год назад гремели все спортивные и не только СМИ. Но в этом году «туксель», как и катание в целом, даётся Лизе с трудом. Так что в качестве примера двойного прыжка взята Аделина Сотникова…

…а тройного – общепризнанный эталонный исполнитель акселя Хань Янь.

Метод от противного

Риттбергер (тройной – 5,1, четверной – 12,0)
Автору этого прыжка, который (прыжок, а не автор) шесть лет назад отметил вековой юбилей, немного не повезло. Это в России его называют по имени отца-основателя прыжка, знаменитого немца Вернера Риттбергера, а на Западе элемент окрестили гораздо проще – «loop» (петля). Фигурист скользит на правой ноге, толкается тоже правой и приземляется на неё же. И – ключевой момент – свободная левая нога заносится вперёд накрест. Как только вы это увидите, можете сразу делать пометку – сейчас будет выполнен риттбергер. В нашем примере его исполняет в три оборота (впервые тройной риттбергер удался великой Габи Зайферт в 1968 году) главный фаворит грядущего чемпионата мира Евгения Медведева. Обратите внимание на работу рук и корпуса.

Сальхов (тройной – 4,4, четверной – 10,5)
Замечено, что обычно сложнее всего болельщикам отличать именно этот прыжок, названный в честь понятно, кого – олимпийского чемпиона Ульриха Сальхова. Скорее всего, смущает тот факт, что фигурист перед исполнением элемента совершает свободной ногой мах вокруг тела, а потом приземляется как раз на маховую ногу. Если у вас возникнут подобные сложности, то существует метод от противного. Когда вы увидели рёберный прыжок, но это точно не риттбергер и не аксель, значит, способом исключения определяем, что это был сальхов. Есть мнемоническое правило: «если одна нога за другой – риттбергер, если лицом вперёд – аксель, а если не пойми как – сальхов». Этот прыжок несколько раз становился камнем преткновения для Юлии Липницкой, но в нашем примере она его выполняет на отлично.

18 лет назад американец Тимоти Гейбл впервые исполнил четверной сальхов. Почти вся элита мужского одиночного катания за исключением Патрика Чана включает теперь его в свой прыжковый набор. Есть уникум и у женщин – японка Мики Андо в юности смогла чисто исполнить этот сложнейший элемент. Впрочем, докрученность прыжка и тогда, и сейчас вызывала очень большие сомнения, поэтому в качестве эталона мы взяли не Андо, а Хавьера Фернандеса на минувшем чемпионате Европы.

Зубец золотой

Флип (тройной – 5,3, четверной – 12,3)
Самый молодой прыжок в фигурном катании – единственный, которому ещё не исполнилось столетия. Также пока никому не удалось чисто приземлить флип в четыре оборота. Фигуристы заходят на него с левой ноги, толкаются ударом зубца правого конька об лёд и приземляются на правую ногу. Главная особенность – спортсмен разворачивается спиной только перед прыжком, нет длинного захода. Как это происходит в реальности, увидим на примере Патрика Чана.

Лутц (тройной – 6,0, четверной – 13,6)
На первых порах болельщики-новички часто путают его с флипом. Действительно, техника исполнения (кроме одной тонкости, о которой речь пойдёт ниже) похожа, но, в отличие от флипа, фигурист делает длинный заход на прыжок, иногда чуть ли не через весь каток. За что потом и получает порцию критики от ратующих за эстетичность и красоту ценителей фигурного катания. Вашему вниманию – тройной лутц от Юдзуру Ханю.

В нынешнем сезоне весь мир потряс китайский феномен Боян Цзинь, который на регулярной основе прыгает на соревнованиях четверной лутц, да ещё как прыгает! Американцы, пытавшиеся исполнять лутц до Цзиня, и близко не подошли к тому, что вытворяет этот парень. Смотрим и восхищаемся.

А теперь о той самой тонкости. Заход на лутц исполняется с внешнего ребра конька (то есть конёк направлен как бы от себя), на флип – с внутреннего. Часто перед прыжком случается непроизвольная смена ребра на противоположное, и мы можем видеть такие нехорошие явления как «флутц» и «лип». Интересно, что гигантский процент таких ошибок приходится на долю женщин, а в мужском катании этого практически не бывает. Технические специалисты нещадно штрафуют за это фигуристок, но воз и ныне там. Зато порой случается анекдотические ситуации, когда на домашнем турнире у спортсменки внезапно заходы становятся правильными и исчезают недокруты.

Естественно, как только граница родной страны пересекается в обратную сторону, всё возвращается назад.

Один хорошо, а три лучше

Каскады (равны сумме стоимости составляющих прыжков)
Кроме одиночных прыжков, фигуристы исполняют и каскады. Второй прыжок исполняется в той позиции, в какой завершён первый. Поэтому далеко не каждый прыжок подойдёт в качестве каскадного, например, флип или сальхов исполнить не получится. Чтобы это исправить, спортсмены иногда включают в каскад перекидной прыжок, после чего прыгают тот же сальхов. Человеку, смотрящему фигурное катание крайне редко, это вообще может с непривычки показаться ошибкой. А Юдзуру Ханю в показательных выступлениях однажды прыгнул уникальную комбинацию – четверной тулуп и три тройных акселя. Но имей он желание выполнить её на официальном турнире, чемпион Сочи получил бы за неё 0 баллов – в каскад нельзя включить больше трёх прыжков. Не говоря уже о том, что три одинаковых элемента также запрещены. На видео ниже Елизавета Туктамышева демонстрирует каскад из трёх разных прыжков – лутца, тулупа и риттбергера.

Родом из детства

Выбросы (тройные тулуп/сальхов – 4,5, лутц/флип – 5,5, риттбергер – 5,0, аксель – 7,7, четверные тулуп/сальхов – 8,2, лутц/флип – 9,0, риттбергер – 8,7). Этот элемент характерен только для пар, зато для подавляющего большинства читателей именно с него началось знакомство с прыжками в фигурном катании. Даже для тех, кто его ни разу не смотрел. В восьмом выпуске культового мультфильма «Ну, погоди!» в кратком, но запоминающемся совместном ледовом прокате Волк выбрасывает Зайца. Судя по заходу, это был аксель. При замедленном просмотре выясняется, что четверной, но с тяжелым выездом и приземлением на ход вперед. Судьи бы такой однозначно заминусовали.

В реальности же многие пары учат четверной выброс, но выполняют его на турнирах единицы, и ещё меньше делают это стабильно. Среди исполнителей выделяются вице-чемпионы мира Суй/Хань, единственные на данный момент, кто выполняет выброс на скорости. Остальные дуэты перед отправкой партнёрши в свободный полёт существенно снижают скорость – с места сделать четверной проще и менее травмоопасно.

Лутц - прыжок в фигурном катании, названный в честь фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в далёком 1913-м году. В исходном перед толчком положении спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге. Затем он приседает на опорной ноге, свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Вращательное движение в прыжке лутц создаётся двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Попытки предварительной ротации на льду меняют саму суть прыжка, так как именно силовой его характер (долгое время тройной лутц считался чисто мужским прыжком) и большее (относительно других прыжков) реальное количество оборотов в воздухе определяют его высокую базовую стоимость.

Но, благодаря мягкому отношению судей к этому, правильная техника исполнения лутца постепенно становится раритетом. Всё больше спортсменов и тренеров осваивают современные технологии с отталкиванием с использованием ребра и преротацией. Начнём с примеров анти-лутца.

Отрыв с чистейшего внутреннего ребра, отталкивание ребром. Можно рассматривать это как неправильный сальхов с дополнительным отталкиванием второй ногой. Можно - как флутцбергер (флутц + риттбергер), так как отрыв осуществляется с ребра правой ноги с преротацией, как в риттбергере. Одно очевидно - это никакой не лутц, а непонятное нечто, заслуживающее отметки "е" в протоколах и максимальной сбавки (-3 за неправильное ребро и -2 за плохой отрыв, итого -3 без вариантов, несмотря ни на какие руки на макушке).

Преротейшн 180 градусов на лутце, где в норме он должен быть от практически 0 до 90 (самый максимум).

Далеко не всё ладно с лутцем и у действующего чемпиона мира среди мужчин. Всё тот же Чемпионат Европы этого года, ракурс не очень хороший, но видно, что ребро как минимум сомнительное (обязательна пометка "!" в протоколе):

Всё то же использование ребра при отталкивании:

И всё та же предварительная ротация, превышающая допустимую для данного прыжка:

Но если Хавьер прыгает только один тройной и выигрывает на благосклонности судей копейки (по меркам мужского катания), то новое поколение уже вовсю учит дорогие четверные лутцы по новым методикам. Безусловным "лидером" здесь является чемпион мира среди юниоров Винсент Чжоу с недочетверным флутцбергером. Старается не отставать и серебряный призёр - Дмитрий Алиев:

Да, с таким лутцбергером немудрено выучить лутсик в три с небольшим реальных оборота и выдавать его за четверной. Недаром его последний лутц в инстаграме мало кто признал за четверной.

Однако в целом российские одиночники делают лутц очень качественно. Отталкиваются зубцами, градусы не скрадывают. К таковым относятся, например, Александр Самарин, Максим Ковтун, а самым ярким образцом, пожалуй, является Михаил Коляда:

Зубцы в лёд - и в воздух! Преротация околонулевая, точнее вообще отсутствует, так как это уже детали техники исполнения, а преротейшн - это превышающая пределы умышленная кража части оборота. Неудивительно, что Михаилу пока не даётся четверной лутц - с его правильным исполнением прыжка ему обычно не достаёт 45+ градусов докрута, которые обладатели "читерной" техники давно легко бы спрятали в прер.

Точно так же образцово исполняет лутц Артур Дмитриев-младший.

В женском катании среди топовых фигуристок правильным лутцем обладает Елена Радионова - судя по всему, Инна Гончаренко в целом сильна в постановке техники прыжков. Неудивительно, что с пубертатом Елене пришлось подкачивать ноги под её силовое исполнение лутца, и всё равно она его порой немного недокручивает, порядка 45-60 градусов, из-за чего страдает качество выездов. Но это совершенно не значит, что она чем-то хуже читерящих юниорочек.

А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова:

Зубцы в лёд - и в воздух! По классике. Преротация в пределах 60 градусов и таковой, собственно, и не является - обычное закручивание в прыжок. Но у Лизы пока ещё не хватает сил и порой вылезают недокруты, которые легко можно было бы спрятать в прер с техникой а-ля Дудаков-Тутберидзе.

Схожее исполнение у Елизаветы Туктамышевой, с той лишь разницей, что с мощью у неё всё в порядке и недокруты вылезают крайне-крайне редко. Когда пишут, что идеальная техника Туктамышевой миф только потому, что она не штампует по 7 тройных в каждой произвольной, это сразу выдаёт ничего не понимающего в фигурном катании человека. Техника - это не стабильная долбёжка прыжков (зачастую с большими преротейшенами), а правильное и качественное исполнение:

Каролина Костнер, хотя училась и не у Мишина, также является обладательницей настоящего лутца. И вообще всегда отличалась эталонным исполнением прыжков и скручиванием их в воздухе, отсутствием недопустимых преротейшенов.

Самое интересное, что, несмотря на прописанные в правилах кары за указанные в посте нарушения при исполнении лутца, на практике они не применяются. Даже на неправильные рёбра судьи нередко закрывают глаза, что совсем уж финиш. Про неправильный отрыв нечего и говорить. Таким образом, "читерный" лутц выгоднее со всех точек зрения: он менее энергозатратен (после него легче чисто доделать остальную часть программы), его легче сделать (меньше оборотов за счёт преротации), его реже срывают, он позволяет потенциальный недокрут спрятать в преротейшн. Более того - критерий "лёгкости исполнения" в гое (оценке за качество исполнения) на нём также легче получить: подпрыжка а-ля Мияхара, конечно, будет выглядеть сделанной без усилий на фоне настоящего, силового исполнения. Для лутца - такого, каким он должен быть - это даже анти-критерий, получается.

Эпичнейшая преротация Мияхары

Вывод из всего этого, конечно, не в том, что завтра же все бежим разучивать читерскую технику лутца. А в том, что фигурное катание вплотную подошло к необходимости изменений в правилах, поощряющих правильное, техничное исполнение. Про рёбра в них уже есть, надо только соблюдать, а добавить надо ещё про отталкивание, причём прямо в базовую стоимость прыжка - в виде поощрений правильного исполнения или же понижений за "читерское". Иначе волны новых фигуристов с неправильной техникой захлестнут фигурное катание, а спортсмены с правильной и дальше будут оставаться в невыгодном положении. А те же женские соревнования окончательно скатятся к тому, чья Федерация лучше накрутит оценки своей "Мияхаре" - еле отрывающейся ото льда и скрадывающей на нём обороты, зато стабильной-престабильной.

Каролина с Лизой поднимают тост за правильный лутц. Присоединяйтесь!

Ответим на популярный вопрос поклонников фигурного катания: как болельщику отличить, какой именно прыжок выполняет фигурист? Прыжки - важный элемент в фигурном катании, они присутствует в одиночном (мужском и женском) катании, а также в парном. Нет прыжков только в танцах. С помощью инструкции "Областной газеты" вы научитесь определять их по характерным особенностям.

У каждого прыжка есть своя "базовая стоимость" - столько баллов поставят судьи спортсмену при исполнении элемента. К базовой стоимости могут добавляться баллы (например, за поднятые руки над головой, за сложные заходы...). Также баллы могут сниматься - за недокруты, помарки при приземлении. Чем сложнее прыжок - тем он дороже. Чтобы вы могли представить себе, сколько каждый прыжок "стоит", мы добавили к каждому базовую стоимость за прыжок в три оборота.

Также к каждому прыжку мы прописали "лайфхак" - короткий и лёгкий рецепт, как быстро отличить именно этот прыжок.

Итак, основных прыжков – шесть. Они делятся на рёберные (риттбергер, сальхов, аксель) и зубцовые (лутц, тулуп, флип).

Зубцовые

Во время зубцового прыжка фигурист толкается свободной ногой – как бы ударяет зубцами о лёд. По этому характерному удару и будем отличать лутц, тулуп, флип от остальных прыжков.

Тулуп

Самый простой из зубцовых – тулуп. Он абсолютно не связан с зимней одеждой – название происходит от английского toe loop (в переводе – «Петля на носке»). Прост он из-за того, что в момент отталкивания бёдра фигуриста уже заранее развернуты в нужную сторону, а это, по сути, добавляет полоборота.

Заход на него обычно не длинный (в отличие от другого зубцового – лутца). Обычно на него заходят с так называемой «тройки вперёд-внутрь» – фигурист сначала скользит вперёд на левой ноге, затем поворачивается на 180 градусов и продолжает на этой же ноге скользить назад. Затем фигурист отталкивается зубцом левого конька (то есть прыжок выполняется на правой), делает обороты и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Получается, что спортсмен приземлился точно в такой же позе, как и оттолкнулся.

Лайфхак : Единственный зубцовый прыжок с приземлением на правую ногу.

Базовая оценка (тройной тулуп) – 4,3 балла

Флип

Второй по сложности зубцовый прыжок – флип. Он внешне очень похож на тулуп – заход на него с такой же тройки. Вот только выполняется он с левой ноги – то есть фигурист толкается зубцом правого конька. Вся разница – только в толчковой ноге.

Название прыжка – от английского слова flip, что в переводе означает щелчок – звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип.

Лайфхак: Толкается он с левой ноги.Заход на флип чаще всего происходит с «тройки», то есть лишь непосредственно перед прыжком фигурист разворачивается спиной вперед.

Базовая оценка (тройной флип) – 5,3 балла

Наконец, последний зубцовый прыжок – лутц. Самый сложный прыжок в фигурном катании (не считая акселя). Похож на флип, но исполняется с внешнего ребра, что немного усложняет «замах» для отрыва ото льда. Его от других зубцовых можно отличить по заходу – фигурист не выполняет «тройку», а едет по длинной дуге. После чего он приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок.

Он назван по имени австрийского фигуриста Алоиза Лутца , который исполнил его в 1913 году. Кстати, Алоиз был отнюдь не звездой фигурного катания. Он не участвовал в международных соревнованиях. Просто однажды смог впервые «лихо закрутиться» (так описывают это современники Лутца) в воздухе и вошёл в историю как автор этого непростого прыжка. Кстати, Лутц прожил всего до 19 лет, умерев от воспаления лёгких.

Лайфхак: Спутать можно только с флипом, а от него он отличается заходом: заход на лутц чаще всего – длинная дуга, фигурист долго едет спиной вперед.

Базовая оценка (тройной лутц) – 6,0 балла

Рёберные

Во время рёберных прыжков спортсмен толкается опорной ногой (то есть той, на которой катится).

Один из самых простых прыжков – сальхов. Он выполняется с левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. По этому маху его легче всего узнать. Приземляется фигурист на маховую ногу и скользит после прыжка назад.

Назван он по имени шведа Ульриха Сальхова , впервые исполнившего его в 1909 году. Он, в отличие от Лутца, был прославленным фигуристом – олимпийским чемпионом 1908 года, 10-кратным чемпионом мира, 9-кратным чемпионом Европы.

Лайфхак: Ноги перед прыжком не перекрещиваются, прыжок идёт с двух ног сразу. Ну и характерный мах правой ногой вокруг тела.

Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

Риттбергер

Риттбергер выполняется с правой ноги. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идёт вперёд. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземляется фигурист тоже на правую. Как мы видим, он похож на тулуп – только выполняется не с зубца, а с ребра. Долгое время этот прыжок даже называли по созвучию с тулупом – «прыжок петлёй» – или, по английски, loop.

Впервые его исполнил немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году. Он был не только талантливым фигуристом – многократным победителем национального чемпионата, трижды серебряным призёром чемпионатов мира, но и известным судьёй.

Лайфхак: похож на тулуп, только толчок ребром, а не зубцом.

Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

Аксель

Самый сложный прыжок в фигурном катании – аксель. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперёд. Фигурист скользит назад, а затем делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, прыгает. А вот приземляется он спиной. Из-за этого аксель - единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. То есть в двойном акселе – два с половиной оборота.

Этот прыжок – самый старый. Он назван по имени норвежца Акселя Паульсена , впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, выполнял он его на беговых коньках. Да и вообще, Паульсен в своё время был больше известен как конькобежец и даже установил несколько мировых рекордов. А вот в фигурном катании до самых вершин он не добрался – даже на соревнованиях, где он впервые исполнил свой новый прыжок, Аксель остался лишь вторым.

Лайфхак: единственный прыжок, на который заходят лицом вперёд.

Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

На десерт - видео недавнего выступления российской 13-летней фигуристки Александры Трусовой на юниорском чемпионате мира, где спортсменка творит историю спорта: она стала первой фигуристкой, исполнившей в произвольной программе 2 прыжка в четыре оборота – и теперь вы без труда узнаете, что это - четверной сальхов и четверной тулуп. Четверной тулуп ранее на соревнованиях женщинами вообще не исполнялся. Обычно такие прыжки исполняют мужчины.

Сюжет


Прямые трансляции чемпионата и все новости турнира.

Прыжок , от английского toe loop - «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого « », когда меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный четверной тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц

Прыжок лутц назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха руками и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц - очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении - перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц - «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.